История гитары Сегодня гитара заслуженно считается самым распространенным музыкальным инструментом. - Что позволило гитаре занять это место?
- Какие разновидности гитар существуют сегодня?
- Что явилось прообразом современной гитары?
На эти и другие вопросы мы постараемся дать ответ в этой статье. «Гитара
- (исп. quitarra от греч. kithara — лира) род струнного щипкового
музыкального инструмента с деревянным корпусом — резонатором в форме
восьмёрки и с длинным грифом» — Именно такую информацию мы найдём,
обращаясь к компетентным музыковедческим изданиям и словарям. Но, как
же на самом деле происходило рождение и становление этого поистине
легендарного инструмента? Многие историки по-разному описывают историю
происхождения современной гитары и ее разновидностей. Это не
удивительно, ведь первые струнно-щипковые инструменты, явившиеся
прообразом настоящей гитары, появились в глубокой древности, 3-4 тысячи
лет до нашей эры. Рождением гитары как современного инструмента
можно считать появление классической испанской гитары — национального
испанского инструмента. Но её появлению в традиционном нынешнем виде
предшествовал длинный путь развития, корни которого уходят в глубь
истории. По мнению ряда исследователей, лук первобытного охотника мог
использоваться не только как оружие, но и как музыкальный инструмент.
Так, если на лук натянуть не одну тетиву, то в силу их различной длины,
силы натяжения и толщины изменяется высота издаваемого ими звука.
Вероятно, именно такой вид имел древнейший музыкальный инструмент,
ставший прототипом ассиро-вавилонской или египетской кифары. В свою
очередь, древние кифары стали «предками» гитары. В Месопотамии и Египте
некоторые разновидности кифар (в том числе египетская набла и арабский
эль-ауд) получили дальнейшее конструктивное развитие и распространились
по всему средиземноморскому побережью уже в 3-2 тысячелетиях до нашей
эры.
Самое
раннее изображение инструмента, похожего на гитару, относится ко 2
веку, к Испании. Это рисунок на барельефе, который украшал надгробную
стелу в Мериде. Это уже говорит о некоторой «культовости» инструмента и
его специфической направленности. Начиная с 10 века, изображение
струнных щипковых инструментов становится общепринятым. Инструменты
этого периода ещё совмещали в себе черты, которые в эпоху Возрождения
распределятся между различными видами щипковых — такими, как виола,
виуэла и гитара. Гитара имела четыре двойные струны (четыре хора).
Исполнители применяли следующие приёмы игры, следуя своей фантазии:
пальцами, плектром (медиатором), смычком. Уже на этом этапе были
заложены основные принципы звукоизвлечения, которые повлекли за собой
совершенствование конструкции и окончательное формирование семейств
струнных инструментов. В 13 веке гитара была уже широко известна
в Испании. Она становится народным инструментом, применяется для
сольной игры, аккомпанемента пению и сопровождения танцев. Таким
образом, гитара из культовой среды переходит в сферу бытового
музицирования, о чём свидетельствуют миниатюрные рукописи, на которых
художники запечатлели придворных менестрелей с гитарами. На юге
Пиренейского полуострова в древнем государстве Тартес (современная
Испания) сложилось два типа кифар (гитар — фонетическое изменение):
латинская (римская) и мавританская (арабская) с характерным для каждого
типа способом звукоизвлечения. При игре на латинской или римской
кифаре использовался приём punteado, то есть игра щипком. А при игре на
мавританской или арабской кифаре — приём rasgeado, то есть «бряцание»
по струнам всеми пальцами правой руки. В последствии игра щипком —
punteado стала основой классической школы. При этом добавились ногтевой
и пальцевый способы звукоизвлечения для правой руки, игра с опорой —
apoiando и без опоры — tirando на струну после щипка. В свою очередь,
игра приёмом rasgeado стала основой испанского стиля исполнения
flamenco, а звукоизвлечение при помощи различных приспособлений
отразилось в современной игре медиаторами. Мавританская гитара не
находит широкого распространения среди деревенских музыкантов, а
привлекает коронованных особ и приходится ко двору Альфонса X.
Латинская же — нашла своих «поклонников» в лице менестрелей. На
рубеже XV — XV1 веков, к моменту проникновения в другие европейские
страны гитара имела пять струн и квартовый строй, как и родственная ей
лютня. В Германии или Италии была добавлена шестая струна и гитара
приобрела свой классический вид, слегка изменив строй для более полного
использования звука открытых струн. В таком виде гитара стала серьёзным
музыкальным инструментом с широкими возможностями. Это время мы и будем
считать точкой отсчёта истории современной гитары. На тот момент уже
существовали параллельно с испанской классической гитарой и другие её
разновидности, исходя из географического расположения и особенностей
культурного развития. Английской гитарой в Англии и Америке 18
века назывался инструмент грушевидной формы с 6 — 14 струнами (более
правильное название — цистра). Гавайская гитара (укулеле),
которая используется и в современной американской музыке, имеет
глубокий корпус и 4 металлические струны; играют на ней с помощью
плектра. Своим характерным звучанием она обязана скользящей стальной
пластинке, которая ставится на струны, но не прижимает их к грифу,
изменяя их длину, и, следовательно, высоту звука. В России на
рубеже 19 — 20 веков большую популярность получила семиструнная гитара,
настроенная в основном по терциям. Техника игры на шестиструнной и на
русской семиструнной гитаре практически идентична, однако терцовый
строй семиструнной гитары менее удобен в сложных полифонических
произведениях, более подходя для аккомпанемента. В итоге
универсальность испанской гитары стала неоспоримой. Вернёмся к
классической гитаре, которая пережила свой первый расцвет в период с
конца 18 века до середины 19 века. Ряд блестящих виртуозов и
композиторов связали свою жизнь с этим инструментом. Среди них —
известнейшие испанцы Д. Агуадо, Ф. Сор и итальянцы М. Каркаси, Ф.
Карулли, М. Джулиани и многие, многие другие. Гитара в руках хорошего
исполнителя стала звучать как «маленький оркестр». Многие композиторы
того времени (Монтеверди, Россини, Доницетти, Верди, Массне)
использовали гитару в своих операх, а Вебер, Берлиоз, Гуно и другие
сами играли на гитаре. Знаменитый скрипач Паганини был прекрасным
гитаристом и написал для гитары ряд произведений. Русские композиторы
Глинка и Чайковский любили игру на гитаре, а такие писатели и поэты,
как Державин, Пушкин, Лермонтов, Л. Толстой, Гёте, Байрон, Шелли,
Бодлер посвятили ей не одну страницу в своих произведениях. С
появлением фортепиано, популярность гитары упала. Пальма первенства
была передана более молодому инструменту. И только в начале XX века с
появлением таких виртуозов, как Ф. Таррега, М. Льобет, А. Сеговия и
других, наступил перелом — их творчество стало эталоном, высшей
ступенью развития классической гитары. Техника игры этих музыкантов
позволяла исполнять очень сложные произведения в больших концертных
залах. С этого периода гитара обрела статус сольного концертного
инструмента, заняв одно из ведущих мест среди других классических
инструментов. Особым этапом в развитии гитары, стало появление
электрогитар. Богатые возможности звуковой обработки, аналоговые и
цифровые процессоры позволили до неузнаваемости изменить звук
классической гитары. Одновременно расширились исполнительские
возможности. Музыканты получили возможность максимально точно
приблизить звучание гитары к желаемому результату. В это время
появляются такие виртуозы как музыканты группы Битлз (The Beatles),
Джимми Хендрикс (Jimmy Hendrix), Ингви Мальмстин (Yngwie Malmsteen),
Джо Сатриани (Joe Satriani), Ричи Блэкмор (Ritchie Blackmore) и т.д.
Электрическая рок гитара, с соответствующими обработками, становится
самостоятельным видом музыкального инструмента. Хотя многие
произведения The Beatles, прекрасно звучат и в классическом исполнении.
Это еще раз доказывает универсальность гитары. Становится понятно,
почему гитара, во всех ее многочисленных разновидностях, стала самым
популярным современным инструментом. Гитара находит место и в студиях,
и на концертных площадках, и дома, и в походе у костра.
|