Звукосниматели
Все звукосниматели делятся на две группы:
1) с эквализацией
2) широкополосные
Первые в свою очередь делятся на пассивные и активные, вторые пассивными не бывают.
Под активными предпологается не только датчики со встроеной
электроникой, но и пассивные, разработаные для обязательной последующей
работы с активной схемой.
В зависимости от клличества катушек и те и другие стараются подогнать
под единые размеры на гитаре это: single(сингл) и humbucker(хамбакер).
Сингл-звучок с одной катушкой с проволокой, закрепленной на пластмас-
совой или металлической подложке и один ряд металлических штырьков,
расположенных внутри катушки по одному на каждую струну. Катушка (и,
возможно, штырьки), закрывается сверху пластмассовым или метал-
лическим/хромированным кожухом. На гитаре, изображенной на фотографии,
видно 2 сингла - у грифа и один - в середине. Недостатком сиглов
является то, что они шумят (особенно заметно на дешевых гитарах, на
большой громкости), и был изобретен новый тип звукоснимателя -
хамбакер, который уже почти не фонит. Конструктивно хамбакер
представляет из себя сдвоенный сингл, но бывают и такие, что катушки
расположены одна под другой, и такой звукосниматель выглядит как
обычный сингл. Хамбакер можно видеть на иллюстрации - он расположен у
нижнего порожка. По звучанию сингл и хамбакер отличаются, и обычно
гитару с синг- лами используют при игре соло, а с хамбакерами - при
игре ритма, но везде существуют исключения, например, Кирк Хамметт из
группы Метал- лика некоторые соло исполняет и на гитаре с хамбакерами.
Также сущест- вуют гитары с обоими видами звукоснимателей - как на
фотографии.
Чем отличаются звукосниматели humbucker (HB) и single coil (SC)?
SC (от англ. single - одиночный, coil - катушка) представляет из себя
магнитный звукосниматель с одним или шестью (по числу струн)
сердечниками, расположенными под струнами. Звучание SC прозрачное и
чистое, в нем отсутствует "полнота" звука, характерная для HB. Пример
гитары с такими звукоснимателями - стандартный Fender Stratocaster.
Звукосниматели HB (от англ. hum - наводка, bucker - подавитель) есть ни
что иное, как два звукоснимателя SC, установленные в одном корпусе и
обычно соединенные между собой последовательно или параллельно (в
некоторых моделях гитар имеется дополнительная возможность использовать
только одну катушку). Обычно обе катушки устанавливаются рядом друг с
другом, поэтому ширина HB примерно в два раза больше, чем у SC. Иногда
катушки ставятся одна под другой; в этом случае внешний вид HB и SC
неотличим.
Неоспоримое преимущество HB заключается в подавлении наводок и помех,
наводимых на звукосниматель. Звучание HB очень насыщенное, плотное и
полное. Яркий пример инструмента с такими звукоснимателями - Gibson Les
Paul.
Можно ли самому изготовить звукосниматели или их проще купить?
В принципе, в конструкции датчика ничего технически сложного нет - это
одна или две катушки индуктивности. Но другая сторона медали -
изготовление. Качество звукоснимателя будет зависеть от массы
параметров - толщины и качества провода, количества витков, свойств и
качества магнитов и т.д. и т.п. У людей часто уходят годы на то, чтобы
получить достойные результаты и, конечно, делиться такими знаниями вряд
ли кто согласится. С другой стороны, помимо "непомерно дорогих"
американских датчиков сейчас можно приобрести (по крайней мере, в
Москве) вполне доступные - в пределах $18-$30 - наши российские,
корейские или японские.
Имеет ли смысл устанавливать на недорогую электрогитару высококачественные звукосниматели? Даст ли это выигрыш в плане звука?
Конечно, установка звукоснимателей более высокого класса повлияет на
звук в лучшую сторону, но, учитывая низкий класс инструмента, улучшение
будет, скорее всего, неадекватно затраченным средствам - придется
устанавливать датчики ценой чуть ли не в половину самой гитары.
Переключатель звукоснимателей
(pickup selector switch) делает активным (включает) один или два из
установленных на гитаре звукоснимателей. Дело в том, что переключаясь
между звукоснимателями, можно изменять производимый гитарой звук. На
некоторых гитарах, таких как ранние модели Fender Stratocaster,
установленные переключатели имеют 3 возможных положения. Таким образом,
может быть активным только один из звукоснимателей. Позже Leo Fender
догадался, что можно добавить еще 2 позиции, которые включают два
соседних друг с другом звукоснимателя и, таким образом, создают еще два
новых звучания. Кстати, именно в позициях 2 и 4 посторонние шумы
наименее заметны.
Регуляторы громкости и тембра
(control knobs) предназначены для увеличения-уменьшения громкости звука
и изменения его тембра. Стандартный Stratocaster имеет 2 регулятора
тембра: первый (нижний, если поставить гитару на колено) подключен к
ближайшему к грифу звукоснимателю и оказывает влияние на звук, только
когда при помощи переключателя был выбран этот звукосниматель. Второй
регулятор на старых моделях подключен к среднему звукоснимателю.
Звукосниматель, расположенный у машинки, своего регулятора не имеет. На
более новых Стратах второй регулятор связан и со средним
звукоснимателем, и с тем, что возле машинки. Эти регуляторы не слишком
влияют на звук, выкрутите их на положение 10, и вы получите больше
верхних частот, на положение 1 - будет больше средних частот и низов.
На некоторых гитарах, правда, стоят так называемые активные регуляторы
тембра (active tone controls), которые работают от батареек и позволяют
значительно изменять звук, но стоит такое развлечение недешево. |